Советы дефектолога

Основной целью работы учителя-дефектолога

является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные нарушения письменной и устной речи.

Направления работы учителя-дефектолога:

-коррекция звукопроизношения;

-развитие фонематических процессов;

-пополнение активного и пассивного словаря;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

-совершенствование навыков письма и чтения;

-развитие внимания, памяти, мышления.

 День консультаций: пятница

Учитель-дефектолог: Сухвал Татьяна Дмитриевна

Некоторые рекомендации родителям

по развитию устной речи ребёнка:

*Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли. 

* Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

* При разучивании стихов и песенок  ребёнок не должен создавать видимость ''как бы поёт'', не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.

* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.  Например: палка-галка; рог-пирог; огурец-молодец; каша-Маша. 

* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений. 

* Учить ребенка придумывать и загадывать загадки.

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ?

Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки. Фонематический слух нужен для того, что бы можно было соотнести звук и букву, даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух недостаточно развит. Ребёнок со слабым развитием фонематического слуха не опознаёт тот или иной акустический признак сложного звука, по которому один звук отличается от другого. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом – «том», мебель – «небель», длинный – «глинный»). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров теряется и меняется смысл высказывания. Нарушение и недоразвитие фонематического слуха и восприятия значительно затрудняют обучение грамоте, приводят к нарушению письменной речи-дисграфии, задерживают процесс автоматизации поставленных звуков речи.

Как проверить фонематический слух?

Вы можете сделать это сами!

Попросите ребенка повторить слоги попарно: са-за, та-да, ба-па, ва-фа, ма-на; ша-жа-ша, ва-фа-ва, ма-на-ма, да-та-да; слова: мишка-миска, мышка-мишка, коза-коса. Если ребёнок неверно повторяет за вами цепочки слогов, слов, то это говорит о том, что фонематический слух нарушен.

К чему приводит нарушенный фонематический слух?

Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии, что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.). При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха, занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям. В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.

Упражнения на развитие фонематического слуха:

   1. Игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук (например звук [Ш]). А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш Затем в словах: ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ

  1. Игра “Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно, а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно. МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА
  2. Игра “Придумай имя”. Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера и т.д.
  3. Игра “Назови первый звук в слове”. Назови первый звук в слове: аист, утка, облако, осень, ива, кот, дом, мост, мама, каша, слон и т.д.  Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».
  4. Игра “Назови последний звук в слове”. Назови последний звук в слове: дом, машина, кот, стол, мост, мак и т.д. 6. Игра “Добавлялки”. Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).
  5. Игра “Где живёт звук?”. Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
  6. Игра“ Звуковая цепочка”. Я назову слово, а ты-слово, которое начинается на последний звук моего слова.(например: кошка-ананас-самолет-танк и т. д.)
  7. Игра“ Исправь Незнайкины ошибки”. Слушай внимательно и исправляй ошибки. Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".

Рекомендации к проведению упражнений

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж. Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Упражнения для губ

"Улыбка"- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. "Трубочка" - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

Упражнения для развития подвижности губ

Покусывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. «Пятачок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Статические упражнения для языка

«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка

«Часики», («Маятник»). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога уголкам рта. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям на лето

  Лето для детей - это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть новые впечатления, и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливание. В то же время нельзя забывать о закреплении в памяти ребенка приобретенный в течении учебного года знаний и навыков.

Самый продуктивный метод пройденного материала - включить полученные за год знания и умения в рамки занимательных игр.

Не надо заставлять ребенка летом заниматься специально. Только игра и живое непосредственное общение!

 Вот несколько советов и подбор игр, которые помогут понять принципы летнего «обучения»:

  1. Игры с мячом: «Съедобное-не съедобное», «Живое не живое», «Я знаю 5 названий (имён)», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый). Помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
  2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в тоже время хорошо развивать словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести: «Какими словами или красками можно описать время года». Назови: слово – предмет, слово – действие, слова – ассоциации, слово – цвет, только веселые слова. Расскажи о предмете: какой он? Яблоко какое? (зеленое, большое, твердое, сочное). Цветок что делает? (растет, цветет, распускается, вянет) и тд.
  3. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого как утро, середины (длинного как день) и конца (короткого как вечер).
  4. Развивайте мелкую моторику:
  • Собирать, перебирать ягоды
  • Полоть грядки
  • Выкладывать рисунки из камней, шишек, круп
  • Играть с глиной, мокрым песком
  • Играть с мячами и мячиками (кидать, ловить, кидать в цель)
  • Бросать и ловить летающие тарелочки
  • Собирать мозаики, конструкторы, паззлы
  • Перебирать крупы
  • Играть с пальчиками в народные игры (например, сорока - белобока)
  • Рисовать и раскрашивать
  • Складывать бумагу (оригами)
  • Вышивать
  • Завинчивать гайки
  • Плести из бисера
  • Лепить из пластилина, теста и тд.
  1. Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось. Попросите описать понравившегося героя. Это хорошо развивает мышление и воображение. Спрашивайте, что обозначает то или иное слово.
  2. Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели.

С этой непростой задачей мы с вами справимся только лишь благодаря совместным усилиям, упорстве и оптимизме.

 Родители должны помнить:

 -принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его;

 -занятие должно проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить лишь, усвоив первое;

 -не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправлять их;

 -постоянно контролировать речь ребенка, учить правильно произносить звуки в словах и фразах;

 -не требовать от ребенка говорить или называть то, что ему в данный момент не доступно.

 И помните: разговаривайте чаще со своими детьми, отвечайте на их вопросы и объясняйте то, что им интересно! 

Особенности речевой деятельности младших школьников с НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

развернуть

Известно, что речь — это средство интеллектуального развития человека, его успешной адаптации и социализации, поэтому важнейшим аспектом психического развития детей является их речевая деятельность. Как показывают результаты исследований, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом и влияют на общекультурный уровень их развития, на успехи в учении в целом. Умение слышать звук, фиксировать место его нахождения, четко его произносить, правильно знаково фиксируя его на письме, грамотно строить предложения, вступать в диалог с учителем и детьми, умело отвечать на поставленные учителем учебные вопросы, понимать и принимать учебную задачу — вот та основа, которая определяет речевую культуру ребенка и успешность его обучения по всем предметам. Переоценить же важность такой работы с детьми, имеющими нормальное речевое развитие, особенно с детьми, имеющими нерезко выраженное недоразвитие речи, трудно.

Под нерезко выраженным общим недоразвитием речи понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи ребенка. У учеников I класса нерезко выраженное общее недоразвитие речи проявляется в звуковой стороне речи. Прежде всего, отмечается дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены, смешения и искажение звуков с = ш; р = л; б = п и т.д. (всего до 20 звуков), а также недостаточная сформированность фонематических процессов в этих звуках. Все это препятствует своевременному формированию практических навыков анализа и синтеза звукового состава слова и создает значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Лексический запас таких детей ограничен рамками обиходно-бытовой тематики и качественно неполноценен (неправомерное расширение и сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому сходству: куст — кисть). Недостаточно сформирован и грамматический строй речи у этой категории детей. Это проявляется в отсутствии в речи сложных синтаксических конструкций и наличии аграмматизмов в предложениях простых (синтаксических) конструкций. Следствиями недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка являются неточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя, трудности в овладении учебными понятиями и терминами, в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе учебной работы, слабое развитие связной речи.

Проявления нерезко выраженного общего недоразвития речи первоклассников носят системный характер и становятся заметным тормозом на пути обучения детей не только родному языку, но и овладением программой начального обучения в целом. Поэтому для преодоления данных трудностей необходима систематическая и последовательная работа изо дня в день, на каждом уроке и коррекционном занятии, в свободном общении детей со сверстниками, с учителями, с близкими людьми. Следовательно, учителю-дефектологу приходится осуществлять не только развитие недоразвитой речи учащихся, но и ее коррекцию.

Кроме того, у детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, как правило, наблюдается низкий уровень сформированности психологических предпосылок к овладению учебными умениями (планированию предстоящей работы, определению путей и средств достижения учебной цели, контролю деятельности, умения работать в определенном темпе). К психологическим особенностям этих детей относятся неустойчивое внимание, недостаточное развитие способности к запоминанию и переключению с одного учебного объекта на другой, отсутствие наблюдательности по отношению к языковым явлениям, слабое развитие словесно-логического мышления, недостаточный уровень развития самоконтроля. Эти психологические особенности также требуют от учителя-дефектолога профессиональной компетентности в решении данных проблем и личностных качеств, позволяющих ему принимать детей такими, какие они есть: терпения, эмпатии, рефлексивности и готовности к постоянному саморазвитию.

В период обучения детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в I классе преодолеваются недостатки произношения, которые были ярко выражены на этом этапе. Это преодоление происходит под влиянием школьного обучения и коррекционных занятий в пункте коррекционно-педагогической помощи. У учащихся II–III классов общеобразовательных школ в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения письма и чтения. Однако это не означает, что устраняются все недочеты звуковой стороны их речи. У этих учащихся имеет место общая смазанность, нечеткость произношения, недоговаривание окончаний, пропуски и нечеткое проговаривание букв, неправомерное редуцирование слогов. Эти особенности произношения обнаруживаются и в процессе чтения. Чтение лишено необходимой интонационной выразительности, оно часто носит угадывающий характер.

При обследовании фонематического восприятия детей данной категории часто можно обнаружить, что большинство учащихся II–III классов не умеют быстро выделять заданные звуки; определять их число и последовательность в слове. Многие испытывают затруднения при необходимости воспроизводить структурно сложные слова и дифференцировать звуки, отличающиеся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Несформированность звуковой стороны речи обусловливает недоразвитие лексико-грамматического строя языка.

Имеющийся у школьников запас лексических средств обеспечивает им довольно активное общение в домашней и классной (со сверстниками) обстановке. Однако при изменении условий коммуникации, в ситуациях, обусловленной речи, когда необходимо давать развернутые ответы на вопросы с элементами рассуждения, иллюстрировать изучаемые правила собственными примерами, выявляется ряд погрешностей. Прежде всего, дети в своей речи часто используют одни и те же слова, многократно повторяя их, что снижает выразительность и информативность речи. Для них также характерно неточное употребление слов, обозначающих родовые и видовые понятия.

На недоразвитие словаря учеников указывают затруднения, возникающие у них при выполнении специальных заданий, связанных со словоизменением, словообразованием, подбором однокоренных слов. Способы подбора и образования однокоренных слов носят весьма обедненный характер (гора, горы, гор, город). Учащиеся редко используют суффиксальный способ образования новых слов. Именно в этом и проявляется феномен «ограниченной вариативности слова», являющийся типичным для детей с отставанием в речевом развитии.

Своеобразие развития лексики выражается также в особенностях усвоения и употребления слов, обозначающих абстрактные понятия, особенно терминологии. Неточное знание слов-терминов препятствует полноценному усвоению понятий. Наиболее характерная особенность лексики учащихся II–III классов состоит в бедности морфологических обобщений и недостаточной актуализации усваиваемых в процессе обучения слов.

Таким образом, уровень сформированности звуковых и морфологических обобщений у детей данной категории и данного возраста значительно ниже того, который необходим для продуктивного усвоения программы по родному языку и по другим предметам.

Указанные затруднения выражаются в форме стремления к дословности изложения, застревания на отдельных словах и мыслях, повторения отдельных частей предложений. В ходе изложения, доказательства и т.п. учащиеся порой отмечают не самые существенные признаки. Ими нарушается синтаксическая связь между словами, что находит свое выражение в незаконченности предложений, изменениях порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что объясняется бедностью словаря, непониманием значения используемых слов, неумением уловить их стилистическую окраску.

У учащихся данной категории часто наблюдается и неправильное построение письменного высказывания. Оно проявляется в отсутствии четко выраженных частей в изложениях, нерасчлененности содержания. Основными синтаксическими конструкциями, которыми пользуются учащиеся, являются простые распространенные предложения и предложения с однородными членами. В построении этих предложений имеется немало различного рода недостатков: незаконченность и неполнота мысли, пропуск слов, неправильный их порядок, нарушение связи слов, повторения одних и тех же слов в предложениях. В построении сложных грамматических конструкций (которыми учащимся все-таки приходится пользоваться) допускаются типичные ошибки. Кроме того, в письменных работах содержится большое число ошибок, выражающихся в неправильном согласовании слов, в употреблении видовых и залоговых форм, использовании предлогов и союзов. В письменных работах много графических ошибок, а также ошибок, связанных с недостаточным развитием навыков анализа звукового состава слова. Письменные работы пестрят бесконечными исправлениями и помарками.

Анализ письменных работ и наблюдения за учащимися свидетельствуют о том, что знание ими правил правописания носит поверхностный, неустойчивый характер. Уровень умений их применения и переноса в новые ситуации крайне низок. Практически они не пользуются этими умениями в процессе учебной работы. Уровень развития навыков чтения у этих детей не отвечает программным требованиям.

Знания школьников в области математики также не очень высоки. Наибольшие трудности учащиеся испытывают при решении арифметических задач, так как им не всегда понятно словесное описание их содержания.

Характеризуя особенности учебной работы рассматриваемой группы учащихся II–III классов, следует отметить недостаточную сформированность умения самостоятельно организовывать свою деятельность для выполнения учебной задачи. Проявляется это по-разному: учениками трудно входить в работу, прилагать необходимые усилия для преодоления встречающихся трудностей. Отсутствие умения самостоятельно выделять учебную задачу отрицательно сказывается на состоянии всей учебной деятельности, а несформированность рациональных приемов учения приводит к тому, что в процессе подготовки уроков дети стараются «вызубрить» предложенный им материал. Постепенно у них вырабатывается привычка к механическому заучиванию без должного осмысления учебного материала. У этих школьников отмечаются пониженная наблюдательность, неумение сосредоточиться на инструкции и осмыслить все ее звенья, низкий уровень самоконтроля. У большинства учащихся оказываются несформированными слуховое внимание и память, это проявляется как в неспособности повторить инструкцию учителя (после одного прослушивания), так и в низком качестве выполнения предъявляемых в устной форме заданий.

За три-пять лет обучения в общеобразовательной школе дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи могут овладеть достаточно развернутой речью и приобрести более или менее сформированные речевые средства (произношение, словарный запас, грамматический строй). Результат речевого развития у детей данной категории во многом будет определяться теми усилиями, которые будут приложены к решению данной проблемы со стороны школьного учителя-дефектолога, учителя начальных классов, учителей-предметников, работающих с детьми, и, конечно же, родителей. Только комплексное воздействие на развитие речевой деятельности детей, имеющих проблемы в ее развитии, могут дать положительный результат и помочь ребенку сделать серьезный прорыв и в общем психическом, и в интеллектуальном развитии.

свернуть

Дисграфия

развернуть

Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера. Скорректировать ее можно лишь до некоторой степени. Добиться абсолютной грамотности, может, и не удастся, но сократить их количество возможно.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.

Несформированность  любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии. В зависимости от того, какая операция нарушена, выделяют разные формы дисграфии. Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи. Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Оказывается, если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Впоследствии при чтении ребенку трудно будет следить за строчкой.

Чего  нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

*Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера.  Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.

 *Усаживать ребенка читать большие тексты,  писать с ним большие диктанты.

 *Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

 *Устраивать ребенку проверки на скорость чтения.

 *Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

          Советы   родителям    

  

  1. Старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу, и среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку кислородом.
  2. При всех видах дисграфии или дислексии, не будут лишним словесные  игры. Играйте в слова, сначала вы произносите слово и просите ребенка придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова. Если у ребенка нет  наглядного образа для букв, можно играть так: вырезаем из бархатной бумаги алфавит ( или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хорошо срабатывает забава: написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадываие
  3. Упражнение "Корректурная проба".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.  Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.

  1. Упражнение "Пишем вслух".

Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Все  что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей. То есть,: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (На стале стаял куфшин с малаком). Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий, уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки". Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово! Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (только не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок  имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии

  1. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает. В слове «ложка» ошибиться в середине слова (лошка) может каждый, кто плохо усвоил правило, а вот неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик.                                                                   

  Дисграфик часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные, и ошибки выглядят так: санки – снкимолоко – млко. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки, ковром – корвом.  Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове: дружно – дуружно.   Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные: зима – сима, гласные о – у:ручей – рочей, ё – ю: клюква – клёква, заднеязычные г – к – х: сухой – сугой, сонорные р – л: смелый – смерый, й – л (мягкий): тут бывает сойка – тут бывалет  солька, свистящие и шипящие с – ш: шишки – шиски, з – ж: железо – зелезо, с (мягкий) – щ: щенок – сенок, аффрикаты ч –щ: роща – роча, ч – ц: грачи –граци, ч – т (мягкий):чертит – черчит, ц – т: птицы – пцицы, ц – с: курица – куриса.  Встречаются  ошибки  возникающие  из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных:сольить (солить) Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмо Рза. Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).Читая  «по догадке»,  дети часто производят замену слов близкими по буквенному составу, но разными по смыслу (богатыри – богатые, потом – поэтому), искажают окончания (говорится – говорил), переставляют слоги  (лопата – лотапа),  пропускают напечатанные звуки и буквы (куртка – курка) или добавляют ненужные.

Ошибки носят стойкий характер. Если ребенок допускает их изредка, то причины надо искать в другом. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими. Помимо трудностей с чтением и письмом у дисграфиков возникают проблемы с ориентировкой в пространстве, с организацией времени. Часто такие дети  бывают гиперактивны. У них отмечается пониженная работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти, особенно речеслуховой, трудности в поведении, общении.

свернуть

Скажите "Да" занятиям с логопедом!

развернуть

Многие родители учеников, бывают крайне удивлены, когда их детям рекомендуют логопедические занятия. Очень часто из их уст приходиться слышать: "Мой ребёнок выговаривает все звуки!", "Мы не нуждаемся в логопедической помощи!". Не торопитесь отказываться, постарайтесь выяснить причину, по которой вам рекомендованы логопедические занятия.

Как известно, речь бывает устной и письменной. Если с первой у вас всё замечательно, то со второй возникают проблемы в виде стойких пропусков гласных и согласных букв - "змля" вместо земля; перестановки букв в слове - "рукча" вместо ручка, перестановки и выпадение слогов - "моколо" , "моко" вместо молоко; появление лишних букв или слогов в слове - "тарава" вместо трава, "мотоцикил" вместо мотоцикл и т.п. Это серьёзный повод обратиться за помощью к школьному логопеду.

 Некоторые родители, да и многие учителя считают такие ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумение слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины: несформированность фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова (в данном случае).

Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для развития речи большое значение имеют степень сформированности таких психических процессов, как память, внимание, восприятие, мышление. Необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно сформированы.

Каждый вид дисграфии (нарушение письма) включает разнообразные ошибки, подразделяющиеся на специфические и неспецифические в зависимости от того, какими категориями учащихся они допускаются и каковы их причины. По характеру ошибок, учитель - логопед определяет несформированность того или иного процесса и помогает ребёнку под воздействием определённых упражнений, сформировать его.

Учитель-логопед не дублёр учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он создаёт платформу для успешного усвоения детьми школьной программы. Занятия с учителем-логопедом очень интересны, ведь развивая формы речи, мы развиваем другие сопутствующие психические процессы, внутренний мир ребёнка, делаем ребёнка уверенным в себе и в своих поступках. Не огорчайтесь, если именно Вашему ребёнку будут рекомендованы занятия с логопедом. Подумайте о том, что именно Ваш ребёнок будет успешнее, умнее, увереннее!

 

свернуть