Билингвизм

Учителя французского языка гимназии, работающие в билингвистических секциях, регулярно проходят стажировку во Франции.

 Так, с целью обмена опытом работы в июне 2016 г. во Франции побывала учитель высшей квалификационной категории Корнелюк Вера Петровна, которая на протяжении 30 лет преподает французский язык и подготовила много победителей республиканских олимпиад. А в 2013 г. она была награждена нагрудными знаками "Отличник образования", "Кавалер Ордена Академических пальм".

Вот ее отчет о стажировке.

НА ПУТИ франкофонии, ИЛИ ПРАЗДНИК, который всегда с тобой ...

Ученики летом отдыхают, а педагоги могут использовать это время для повышения своего профессионального уровня. И дорога позвала нас в научно-методическую путешествие - познакомиться с зарубежным опытом билингвистичного образования.

... События и пейзажи менялись мгновенно. Кажется, совсем недавно мы были еще в поезде "Витебск-Минск", а вот уже самолет авиакомпании "Белавиа", поднявшись в небо, держал курс в аэропорт Шарль-де-Голль.

ВСТРЕЧИ В ЦЕНТРЕ педагогических исследований

 Мы приехали в Международный центр педагогических исследований (МЦПД), который находится недалеко от Парижа. Он расположен в исторической части бывшей мануфактуры по производству фарфора в городе Севр. Здесь есть конференц-зал, оборудованные аудитории для проведения тренингов и встреч, зал отдыха и 90 номеров для проживания, - все необходимое для качественного приема слушателей.

Центр объединяет французский и международный адукацыйнывопыт. Приоритетными направлениями в его деятельности являются: сотрудничество в сфере образования и обучения; поддержка французского языка; европейская и международная мобильность.

В этом центре с 27 июня по 1 июля и произошел наш семинар "Конференции и профессиональные встречи для 25 представителей двуязычная франкофонная образования из Беларуси". Он был организован отделом по сотрудничеству и культуре Посольства Франции в Республике Беларусь при поддержке Министерства образования нашей страны. В нем принимали участие руководители учреждений образования Беларуси, где существуют билингвистична Франкофонные секции, координаторы этих секций, региональные руководители в сфере образования.

Конференции и профессиональные встречи получились содержательными и насыщенными.Сотрудники центра представили опыт использования билингвистичного образования в разных странах. Руководитель отдела "Ресурсы и семинары" Жан-Франсуа Рашар поделился своими мыслями по поводу образовательной стратегии для двуязычных образования, рассказал о применении качественного подхода и создания базы профессиональных компетенций. Его выступление нашло живой отклик среди слушателей.

Ответственная за программы МЦПД Манон Хюбшэр сообщила участникам семинара об особенностях и целях двуязычная франкофонная образования, о принципах функционирования билингвистических секций в рамках учебного заведения. Она не только теоретически обосновала ряд определенных проблем, но и внимательно выслушала участников семинара, дала ценные советы и рекомендации по повышению эффективности билингвистических секций. Манон Хюбшэр собирается приехать в Беларусь в ноябре, чтобы принять участие в очередном семинаре, посвященном франкофонной образования. Об особенностях педагогических методик и оценке учащихся в двуязычных классах интересно рассказывали преподаватель университета Бордо-Монтень Марыэла кауза, инспектор Версальского академии Кристина Агибетов, директор международного лицея Сен-Жермен-ан-Лэ Жаэль Бианко. Орлан Валантэн из Министерства иностранных дел и международного развития, Фелис Леран из Агентства по французскому образованию за рубежом презентовали знак качества Label Franc Education. Ответственный за программы МЦПД Стэфан Арывел сообщил о проведении функционального аудита и организации командной работы.

Семинар отличался высоким профессиональным и методическим уровнем. Несомненно, что такие международные профессиональные встречи способствуют улучшению качества преподавания французского языка, эффективности франкофонных секций. На семинаре педагоги смогли выделить приоритетные задачи для своей дальнейшей работы. Уверена, что каждый участник нашел для себя много полезного и поучительного. Такие встречи специалистов иностранного языка Франции и Беларуси не только способствуют профессиональному росту педагогов, но и своей доброжелательной интеллектуальной атмосферой помогают достичь еще большего взаимопонимания между народами.

Хочется выразить слова благодарности организаторам семинара за прекрасную возможность углубиться в французский язык и культуру, за ощущение принадлежности к билингвистичной франкофонной образования, которой охвачены сегодня около 2 миллионов учащихся в 48 странах. Кстати, по-французски говорят 274 миллионов человек на пяти континентах, французский язык является третьей по распространенности после английского и китайского.

Билингвистичная франкофонная секция - перспективный образовательный проект, интересный как ученикам, так и их родителям. Иностранный язык, или язык-партнер, выступает и предметом обучения, и средством овладения содержанием других предметов. 

Педагогическая стажировка во Франции

«Основные методы и приёмы преподавания французского как иностранного»

Учитель Нестерович Ольга Сергеевна

"Прежде чем рассказать о приключении, которое мы пережили, мы хотели бы поблагодарить посольство Франции за предоставленную возможность  педагогической стажировки в Виши. В июле мы прошли стажировку по преподаванию французского языка как иностранного в центре CAVILAM. Для нас это было особенно богатое и интересное приключение, которое, к тому же, произошло в красивом и необыкновенном пейзаже Виши и всей Оверни.

Мы прошли тематическую стажировку «Основные методы и приёмы преподавания французского как иностранного». Эта стажировка предполагалась для тех, кто уже преподаёт либо собирается преподавать французский в качестве иностранного языка. Целью стажировки было познакомиться с современными направлениями в  методах, материалами и  источниками в области преподавания французского как иностранного, развить необходимые профессиональные  навыки, как например организация и активизация учащихся, планирование учебных занятий, оценивание учащихся, разнообразить и обогатить педагогические методы для мотивации учащихся. Программа стажировки предполагала обсуждение таких тем, как профессия преподавателя французского языка как иностранного, роль преподавателя в педагогическом процессе. Мы посетили такие мастер-классы как «Метод сотрудничества в обучении», «Творческий подход в работе с учебными пособиями», «Виды упражнений для работы с аутентичными материалами», «Песня на уроке иностранного языка» и т.д. Занятия, которые велись опытными специалистами, никогда не сводились к чтению теории. Мы вместе решали конкретные задачи, делились педагогическим опытом, успехами и неудачами, разрабатывали новые методы работы с учащимися. Занятия состояли, прежде всего, из коллективной работы, ролевых игр  и обсуждений. Таким образом, мы быстро естественным образом осваивали новый материал, вовлекая преподавателей из разных стран в совместную работу.

Несмотря на то, что у нас есть свой педагогический опыт, в Виши мы нашли много новых и интересных идей, новых перспектив для нашей работы, которые позволят разнообразить наши учебные занятия, сделать их более привлекательными для наших учащихся, обновить наши методы работы.

Во время нашей стажировки мы познакомились со многими французскими издателями и их предложениями, у нас была возможность приобрести новые учебные пособия, соответствующие уровням наших учащихся.

Нужно также отметить, что культурная программа, организованная для стажёров, была очень разнообразна. У нас была возможность посетить Лион с его старым кварталом и немного там побродить, съездить на озеро, находящееся в кратере потухшего вулкана, продегустировать  сыры и колбасные изделия региона Овернь. Семьи, в которых мы проживали, были очень приветливые. Они принимают стажёров уже более 25 лет, поэтому вы можете представить, сколько у них опыта и сколько забавных историй они могут рассказать!

В заключении хотелось бы порекомендовать  всем преподавателям французского языка стажировки в центре CAVILAM, которые предоставляют столько возможностей, чтобы познакомиться с Францией и французами!"

Отчет учителя французского языка Сурниной Александры Иосифовны о педагогической стажировке в CAVILAM в Виши в 2016 г. (Франция)

  Этим летом в июле мы, Елена Григонис (учитель французского языка гимназии №74 г.Минска) и  Александра Сурнина (учитель французского языка гимназии №9 г.Витебска), получили возможность стажировки в CAVILAM, организованной Альянс франсез.

   Эта незабываемая поездка началась с радушной встречи нас на вокзале французского города Виши командой молодых сотрудников культурного сектора из CAVILAM. Какие же французы милые и приветливые! На следующий день мы впервые встретились с нашей группой на занятиях. Преподаватели французского языка из Испании, Сербии, Бангладеша, Бразилии, Франции, Греции, Венгрии, США, Камеруна, Зимбабве, Объединенных Арабских Эмиратов и конечно же, из Белоруссии, которые вошли в нашу группу, лучшее подтверждение того, что французский язык не имеет границ!   

 

   Темой нашей стажировки стала «Методика преподавания французского языка». Программа была очень насыщенной и интересной. Во время занятий таких преподавателей изCAVILAM, как Мишель Дениз, Фредерик Желла, Мюриель Бидо, Элен Эмиль, Валери Спаэ и Роз Мари Шав, мы получили много новых и очень интересных идей для нашей педагогической деятельности.

  

   Помимо основных занятий мы посещали дополнительные курсы и участвовали в конференциях. Одним из самых запоминающихся стал курс «Театральные приёмы на уроках французского языка», где все преподаватели на время стали учащимися и на себе испытали увлекательные приёмы обучения иностранному языку.

 

   Также во время нашей стажировки были организованы встречи с французскими издателями, на которых можно было подробно познакомиться с французскими учебными пособиями и даже их приобрести.

   Культурная программа нашей стажировки также была очень насыщенной. Нам посчастливилось посетить Пюи-де-Дом, полюбоваться вулканами Овернь и насладиться живописностью этих мест.

   Мы посетили исторический центр Лиона, который причислен ко всемирному наследию ЮНЕСКО и представляет неисчерпаемый интерес для своих гостей.

   Мы приняли участие в дегустации местной кухни, на которой любезный повар подробно рассказывал о каждом блюде.

   Мы посетили концерт джазовой музыки в соседнем городке Кюссе. Это было незабываемо.

  

    К сожалению, одно происшествие омрачило нашу поездку – террористический акт в Ницце. Всегда очень трудно подобрать нужные слова в такой ситуации… На следующий день после случившегося весь CAVILAM участвовал в минуте молчания, чтобы хоть как-то разделить трагедию французов и всего мира…

   В заключение хочется сказать, что практический опыт нашей стажировки неоспорим. Мы смогли не только получить бесценный опыт преподавания французского языка, но и открыть для себя Францию, её культуру и жителей – а это очень важно для преподавателя французского языка. Мы очень довольны нашей стажировкой, ведь полученные знания и опыт теперь можно использовать на своих уроках и поделиться ими со своими коллегами.

   Мы хотим поблагодарить Посольство Франции в Белоруссии и особенно Клер-Элиз Юбер за предоставленную возможность пройти педагогическую стажировку в Виши.

   Мы выражаем благодарность преподавателям CAVILAM: Мишель Дениз, Фредерик Желла, Мюриель Бидо, Элен Эмиль, Валери Спаэ и Роз Мари Шав за их доверие, методику и особую атмосферу, которая царила во время занятий.

   Спасибо также всем, кто так внимательно к нам относился во время нашего путешествия. 

16 -17 ноября 2016 г. в Минске прошел «Семинар для руководящих работников в области двуязычного образования в Беларуси». Данный семинар стал продолжением семинара, организованного Международным центром педагогических исследований (Севр, Франция) в июне 2016 г., который собрал 25 руководящих работников в области образования. Тогда было решено сопровождать профессиональный рост и оптимизировать работу франкофонных лингвистических секций с целью повышения их эффективности и развития путем предоставления учебным заведениям общих инструментов менеджмента, а также дидактических и педагогических материалов.

Состоявшийся семинар в Минске был направлен на разработку устава учреждений двуязычного образования в Беларуси. ГУО «Гимназия №9 г. Витебска» представляли директор А.С.Анненкова и руководитель билингвистической секции В.П.Корнелюк. На семинаре были четко определены сущность деятельности данных секций, порядок встреч и мониторинг работы. Несомненно, что устав учреждений двуязычного образования позволит педагогам и руководителям обмениваться ценным методическим опытом, укрепит доверие к данной форме со стороны партнеров.

В рамках семинара в Минске прошла встреча с Послом Франции в Республике Беларусь господином Дидье Канессом, с представителем Министерства образования Республики Беларусь, отвечающим за преподавание иностранных языков, А.О. Казючиц, с ректором Академии последипломного образования А.П. Монастырным.  Был проведен круглый стол на тему «Совершенствование взаимодействия между различными франкофонными структурами в Беларуси».

Сотрудница МЦПИ Манон Юбшер провела мастер-класс, на котором сделала обзор существующих практик, выявила направления конкретной деятельности, предложила способы обмена эффективным практическим опытом. На семинаре также были обсуждены вопросы о значении и месте французского языка в современном обществе, о перспективах развития франкофонии в целом.

Прошедший семинар еще раз убедительно доказал, что франкофонные билингвистические секции способны эффективно работать для получения дополнительного языкового образования европейского уровня, углубленного изучения французского языка, а также географии, истории, культуры Франции, социально-экономических наук. 

Корнелюк Вера Петровна, учитель французского языка высшей квалификационной категории. Закончила с отличием МГПИИЯ (ныне МГЛУ) по специальности «Французский и английский языки» в 1985 году. Неоднократно стажировалась во Франции, принимала участие в международном семинаре по билингвизму в МЦПИ в   г. Севре (июнь 2016 года).  Координирует работу франкофонной билингвистической секции гимназии и является руководителем методического объединения учителей французского языка Первомайского района. Ученики Веры Петровны являются постоянными участниками и победителями всех этапов республиканской олимпиады по французскому языку. Награждена французским  орденом академических пальмовых ветвей  и почетным знаком «Отличник  образования Республики Беларусь».

Пересторонина Валентина Федоровна, учитель французского языка  высшей квалификационной категории, в данном учреждении образования работает с 1983 года. Закончила МГПИИЯ (ныне МГЛУ) по специальности «Французский и английский языки». За годы работы подготовила многочисленных победителей районного, областного этапов и 17 победителей заключительного этапа Республиканской олимпиады по французскому языку.  На протяжении 10 лет руководит франкофонным любительским театром, который был удостоен диплома «Яркий актерский ансамбль» на Республиканском фестивале любительских франкофонных театров. Неоднократно проходила стажировки во Франции, принимала участие в различных семинарах республиканского и международного уровня.    Три раза становилась лауреатом премии Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся, студентов, педагогических и научных работников, награждена почетным знаком «Отличник  образования Республики Беларусь».

Петрова Любовь Сергеевна, учитель высшей квалификационной категории, работает в данном учреждении с 1987 года. Закончила МГЛУ. Стаж работы 37 лет. Неоднократно стажировалась во Франции, принимала участие в международных семинарах по билингвизму в Севре. Учащиеся постоянно принимают участие во всех этапах республиканской олимпиады по французскому языку и становятся ее победителями.

Козлова Елена Михайловна, учитель французского языка в ГУО «Гимназия № 9 г. Витебска» с 2003 г. Закончила с отличием Полоцкий государственный университет в 2003 г. Стаж работы –  13 лет, имеет высшую квалификационную категорию. Пройденные стажировки:  2005 год – Atalante innovations « Enseignement des DNL dans les sections bilingues» (г. Лимож, Франция), 2006 – stageBELC «Pratiques et techniques fondamentales dans l’enseignement du FLE» (г. Кан, Франция), 2008 – CAVILAM «D        émarches pédagogiques de l’apprentissage du FLE» (г. Виши, Франция), 2015 - 2-недельная стажировка в г. Тулон (Франция). 


Нестерович Ольга Сергеевна, учитель французского и английского языков в ГУО «Гимназия № 9 г. Витебска» с 2004 г. Закончила Полоцкий государственный университет в 2002 г. Стаж работы –  14 лет, имеет высшую квалификационную категорию. В июле 2015 г. прошла 2-недельную стажировку в CAVILAMво французском городе Виши по теме «Pratiqueset techniques fondamentales dans l’enseignement du FLE». 

Земко Оксана Владимировна,  учитель французского языка в ГУО «Гимназия № 9 г. Витебска» с 2005 г. Закончила Витебский государственный университет им. П.М. Машерова в 2004 г. Стаж работы –  11 лет, имеет высшую квалификационную категорию. Пройденные стажировки: в июле 2007- двухнедельная стажировка во французском городе Cosne-sur- Loire; в июле 2011- « Enseignement des DNL dans lessections bilingues» (г. Виши, Франция); в августе 2013 г. - «Pratiques et techniques fondamentales dans l’enseignement du FLE» (г. Виши, Франция). 

Исакова Татьяна Николаевна, учитель французского языка в ГУО «Гимназия №9 г. Витебска» с 2005 г. Закончила Витебский государственный университет им.П.М.Машерова в 2004 г. Стаж работы – 11 лет, имеет первую квалификационную категорию. В 2007 г. прошла 2-недельную стажировку в Cosne-sur- Loire .

Сурнина Александра Иосифовна,учитель французского и английского языков в ГУО «Гимназия № 9 г. Витебска» с 2010 г. Закончила Полоцкий государственный университет в 2008 г. Стаж работы – 8 лет, имеет вторую квалификационную категорию. В июле 2016 г. прошла 2-недельную стажировку в CAVILAMво французском городе Виши по теме «Pratiques et techniques fondamentales dans l’enseignement du FLE». 

Сержантова Светлана Александровна,учитель французского языка в ГУО «Гимназия № 9 г. Витебска» с 2008 г. Закончила Витебский государственный университет в 2008 г. Стаж работы – 8 лет, имеет вторую квалификационную категорию.

Радкевич Юлия Александровна, учитель французского языка в ГУО «Гимназия № 9 г. Витебска» с 2005 г. Закончила Витебский государственный университет им.П.М.Машерова в 2004 г. Стаж работы – 11 лет, имеет первую квалификационную категорию.