Здоровый образ жизни

Республиканский конкурс "Дотянись до мечты"

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

ПО ПОДДЕРЖКЕ СПОРТА И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «ДОТЯНИСЬ ДО МЕЧТЫ»

       Физическое и психическое здоровье детей и подростков является важным фактором существования крепкого и перспективного общества. Для его достижения необходимо прививать ценности здорового образа жизни лицам всех возрастов и социальных положений. В свою очередь, мотивация детей к занятию физкультурой требует двух составляющих: доступной и эргономичной технической базы и популярной идеи занятия спортом. Не все виды спорта одинаково доступны финансово, территориально или по состоянию здоровья для широкой аудитории. С 2021 года республиканское государственно-общественное объединение «Президентский спортивный клуб» реализует проект по пропаганде здорового образа жизни по Street Workout «Спорт для всех» среди подростков и взрослых. В силу своей доступности, проект по Street Workout «Спорт для всех» быстро набирает популярность. Президентский спортивный клуб при содействии Министерства образования Республики Беларусь с 2022 года инициирует проведение республиканского социального проекта по поддержке спорта и здорового образа жизни «Дотянись до мечты».

Участниками проекта являются обучающиеся учреждений общего среднего образования Республики Беларусь. В проекте могут принимать участие учащиеся трех возрастных групп – 5-7, 8-9 и 10-11 классов соответственно (среди мальчиков и девочек раздельно). Участники проекта выполняют упражнение «подтягивание на перекладине». Каждый обучающийся до 02.05.2022 г. опубликовывает одно сюжетное видео с выполнением упражнения «подтягивание на перекладине» на максимальное количество повторений в виде поста в своем аккаунте «Instagram».

Обязательные условия участия: - быть подписанным на аккаунт Президентского спортивного клуба @sportclub.by в социальной сети «Instagram»; - в опубликованном посте отметить аккаунт @sportclub.by; - поставить хэштэг #дотянисьдомечты2022. На время проведения проекта аккаунт участника должен быть открыт.

Победитель проекта определяется посредством подсчета максимального количества подтягиваний в каждой из трех возрастных групп раздельно. Победитель проекта в каждой возрастной группе награждается ценным призом. Участник, победивший в проекте однажды, теряет право принимать участие в последующих ежегодных этапах проекта.

 

Правила проведения республиканского конкурса

по поддержке спорта и здорового образа жизни ”Дотянись до мечты“

  1. Республиканский конкурс по поддержке спорта и здорового образа жизни ”Дотянись до мечты“ проводится в соответствии с решением председателя центрального совета республиканского государственно-общественного объединения ”Президентский спортивный клуб“.
  2. Организатором Конкурса является республиканское государственнообщественное объединение ”Президентский спортивный клуб“ при содействии Министерства образования Республики Беларусь.
  3. Конкурс является открытым и проводится в один этап.
  4. Цель конкурса – популяризация и пропаганда здорового образа жизни.
  5. Задачи конкурса – вовлечение детей в занятия спортом, организация их систематического досуга, создание условий для массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы путем популяризации физической культуры и массового спорта среди детей и подростков.
  6. Участники конкурса – обучающиеся учреждений общего среднего образования Республики Беларусь. В конкурсе могут принимать участие учащиеся следующих групп – 5-7, 8-9 и 10-11 классов соответственно (среди мальчиков и девочек раздельно).
  7. Участники конкурса выполняют упражнение ”подтягивание на перекладине“. Подтягивание на перекладине выполняется из виса на прямых руках хватом сверху, каждый раз из неподвижного положения (положение виса фиксируется в течение 1-2 с.). Участник, сгибая руки должен подтянуться, разгибая руки опуститься в неподвижный вис без рывков и маховых движений ногами. При подтягивании подбородок у него должен быть выше грифа перекладины. Выполнение упражнения засчитывается в тот момент, когда тело участника вернулось в положение виса.
  8. Каждый участник до 02.05.2022 г. должен опубликовать одно сюжетное видео с выполнением упражнения ”подтягивание на перекладине“ на максимальное количество повторений в виде поста в своем аккаунте ”Instagram“. Обязательные условия Конкурса: - быть подписанным на аккаунт Президентского спортивного клуба @sportclub.by в социальной сети ”Instagram“; -в опубликованном посте отметить аккаунт @sportclub.by; -поставить хэштэг #дотянисьдомечты2022. На время проведения проекта аккаунт участника должен быть открытым.
  9. Организатор конкурса определяет победителя в каждой возрастной группе раздельно.
  10. Победители конкурса в каждой группе награждаются призами.
свернуть

Защити себя и своих близких

проект «Здоровые города и поселки»

Здоровые города и поселки Витебской области

Здоровые города и поселки: здоровым быть здОрово! 

            Когда человек здоров, он не осознает всей ценности этого богатства - здоровья. Но как только болезнь дает о себе знать, сразу вспоминает, как необдуманно растрачивал дар природы, устраивая себе различные «испытания» с применением табака, алкоголя, фаст-фуда, ночных бдений у компьютера и других мнимых «удовольствий». К сожалению, не всегда можно восстановить то, что потеряно. Как сохранить здоровье? Как объяснить и научить каждого заботиться о своем здоровье? Не только вовремя посещать врача, но и оглянуться вокруг – где мы живем, работаем, учатся наши дети? Прежде всего, это желание всем вместе сделать нашу жизнь лучше, сохранить и укрепить здоровье.

             Именно для этого в нашей стране по инициативе главы государства во второй половине прошлого года начата реализация государственного профилактического проекта «Здоровые города и поселки» (далее – Проект). До 2019 года это был проект Всемирной организации здравоохранения, в реализации которого принимали участие всего 2 территории Витебской области – Поставы с 2014 года и Сенно с 2016. Сейчас все административные территории приступили к реализации уже нашего, государственного проекта: 13 городов (Верхнедвинск, Глубокое, Городок, Докшицы, Дубровно, Миоры, Новополоцк, Орша, Барань, Поставы (с 2014г.), Сенно (с 2016 г.), Толочин, Чашники), 7 городских поселков (Бешенковичи, Видзы Браславского района, Болбасово Оршанского района,  Россоны, Ушачи, Шарковщина, Шумилино), 3 агрогородка (Новка Витебского района, Добромысли Лиозненского района, Заозерье Полоцкого района) и 1 деревня – Боровка Лепельского района.

             Планы мероприятий на 2020-2024 гг. и 2020 г., состав групп управления Проектом утверждены решениями территориальных органов исполнительных власти.

             По результатам анализа медико-демографической, социально-гигиенической и экологической ситуации определены территориальные критерии оценки эффективности реализации мероприятий (целевые показатели) и направления реализации Проекта. Основные направления, которые могут выбираться, изменяться и дополняться как на этапе планирования, так и реализации Проекта на территориях: Совершенствование городского планирования; Производственная среда и условия труда на рабочих местах производственных предприятий; Здоровое питание. Здоровье детей. Семейные ценности. Социальная адаптация лиц старшей возрастной группы; Формирование здорового образа жизни: профилактика неинфекционных заболеваний; Здоровье сберегающая среда в учреждениях образования.

             В планировании и реализации мероприятий Проекта задействованы органы исполнительной власти, заинтересованные ведомства, учреждения и организации негосударственной формы собственности, общественные организации и объединения. Но основная идея Проекта – поддержание инициатив от населения по оздоровлению городов, поселков, агрогородков и деревень.

         Инициатива населения + Желание каждого быть здоровым = Успех реализации Проекта!!

         Здоровье – богатство, без которого все остальное уже не имеет значения. Научимся здоровью вместе!

 

свернуть

Важно знать!

Простые правила, чтобы сохранить здоровье свое и близких

Берегите себя!

Профилактика нарушений зрения у школьников

«День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения ».

 

 

Глаза являются одним из самых драгоценных органов человека. Именно глаза позволяют видеть, писать, читать, рисовать, познавать окружающий мир!

В настоящее время каждый четвертый школьник имеет нарушение зрения, преимущественно близорукость, нарушение осанки – асимметрию  плеч и лопаток, сутулость, а в более тяжелых случаях и искривления позвоночника (сколиоз), речевые нарушения.  В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей.  Раздражение, волнение, снижение иммунитета, шум, ссоры, крики; стрессовые ситуации – все эти факторы, сказываются на состоянии глаз и всего организма увеличивают возможность их заболеваний. Нарушение зрения  у детей возникает незаметно. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются, то есть возникает астенопия – переутомление, на смену которой может прийти болезнь. Причина не только в нечёткой фокусировке на сетчатке глаза, зависящая от строения глаза, но и в чрезмерных усилиях цилиарной  (внутриглазной) мышцы, которые прилагаются при разглядывании близких или удалённых предметов. Необходимо как можно раньше выявить причину снижения зрения  ребенка,  обратиться к специалисту, строго выполнять его рекомендации.

Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4-5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 ч в день , у школьников среднего и старшего возраста — 8-10 ч в день. Если ребенок к тому же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств. Наиболее часто в школьном возрасте встречаются  спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость.  Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций. Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную - предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную - предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения. Большое значение имеет проверка зрения у детей школьными медицинскими работниками 2 раза в год, а так же профилактические осмотры в декретивных возрастах - при поступлении в школу, после 4-го класса, в 8, 9 и 11 классах.

Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время.  В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно - непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Исследования показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость. Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски. Доска должна быть из материалов хорошего качества, обязательно с подсветкой.

 

Для профилактики нарушений зрения у детей можно рекомендовать соблюдение нескольких простых правил.

  • Обеспечить ребёнку здоровый и достаточный по времени сон – 8-10 часов.
  • Рациональное питание – сбалансированное и полноценное для всего организма. Речь может идти только о некоторых нюансах, которые повлияют на здоровье глаз чуть больше. Итак, для глаз полезны: 1)продукты, содержащие витамин  А, лютеин и зеаксантин, то есть каратиноиды, содержащиеся в зелёных и оранжевых овощах и фруктах (морковь, апельсины, тыква, помидоры, зелёная фасоль, горошек, зелёная капуста и салат, кукуруза и т.д.). Не забывайте, что бета-каротин усваивается только с жирами, поэтому, например, морковный сок и салат лучше смешивать с небольшой порцией растительного масла или сметаны. 2)продукты, содержащие витамин С и природные антиоксиданты (черника, шиповник, цитрусовые, смородина, клюква), витамин Е, витамин В2, омега3- ненасыщенные кислоты, цинк, селен (растительное масло, орехи, злаки, авокадо, мясо, рыба, яйца, молочные продукты) и калий (петрушка, сельдерей, картофель, дыня, зелёный лук, изюм, курага ).
  • Детям абсолютно необходим свежий воздух и солнечный свет! 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на скамейке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться. Полезны привычка делать простейшую утреннюю зарядку, занятия физкультурой и спортом!
  • Следите за осанкой! – это не только красота  фигуры, это основное влияние на его здоровье ребёнка: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье. Неправильная поза сидения за столом первична, а близорукость же вторична, а не наоборот, как считалось ранее. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии, а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости. Формируется так называемый  синдром низко склонённой головы, перенапряжение внутриглазных аккомодирующих фокусирующих мышц и как следствие  - их спазм и болезненность. Это приведёт к тому, что глаза ребёнка не смогут перестроиться на восприятие вдаль – зрение будет расплывчатым. Поэтому – сидя за столом у   ребёнка спина должна оставаться прямой, расстояние до книги или тетради 30-40 сантиметров  (равное полусогнутой руке), обязательно пользоваться подставкой для книг.
  • Рабочий стол ребёнка должен иметь рациональное освещение – источник света слева – окно или настольная лампа. Полезно дополнительное освещение с потолка или стен. Не рекомендуется смотреть телевизор или работать за компьютером в темноте. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах.
  • Не позволяйте ребёнку лёжа читать и рисовать, особенно на боку, поскольку в этом положении глаза расположены на разном расстоянии от текста, нарушается фокусировка, быстро наступает переутомление. По этой же причине не рекомендуется читать в движущемся транспорте.
  • Глазам нужно давать отдых! Одна из основных  причин ухудшения зрения у детей - это отсутствие ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером, со стороны родителей. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.  Монитор должен стоять на расстоянии вытянутой руки ребенка. Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.  Не следует увлекаться и просмотром телевизора: младшие школьники успевают за час просмотра переутомиться, средние и старшие школьники могут посмотреть телевизор 1.5- 2 часа. Важное значение имеет расстояние просмотра. Экран должен находиться на 2,5 -3 метра (4-5 диагоналей монитора).  Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.
  • Улучшать кровоснабжения глаз, тренировать внутриглазные мышцы! Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз  (пальминг), точечный массаж и упражнения:

1.ПАЛЬМИНГ. На закрытые глаза положите слегка согнутые ладони. Представьте,   что тепло Ваших рук сконцентрировалось в центре ладоней, направляйте это тепло в глаза около 1мин.

2.Закройте глаза. Чувствуя напряжение глазных мышц, медленно переведите глаза в крайнее левое положение, затем правое, верхнее и нижнее положение, сделайте круговые движения по и против часовой стрелки. Повторите 10 раз. Откройте глаза, часто поморгайте в течении 1 мин., затем закройте глаза и отдохните. То же самое можно повторить с открытыми глазами стоя, шагая на месте, лучше под музыку.

3.МАССАЖ закрытых глаз круговыми движениями пальцев рук 1 мин., легко нажать на верхнее веко на 1-2 сек., помассировать пальцами мочки ушей 30сек. Повторить всё 3раза

4.«МЕТКА НА СТЕКЛЕ». Приклеить на оконное стекло маленький кружок из бумаги, переводить взор от кружка – «метки»- на маленький далёкий предмет за окном с фиксацией взора на ближайшей и дальнейшей точке в быстром темпе. Как вариант – можно переводить взор от кончика носа или карандаша вдаль. Лучше выполнять в очках для дали  5-7 минут.

5.Эффективно тренирует ослабленные мышцы глаза... чтение. 3 минуты читаем на расстоянии 30-35 см., затем 3 минуты продолжаем чтение, отодвинув книгу дальше, всматриваясь в "далекие и нечеткие" буквы. Читаем15-30мин.ежедневно.

6.РЕЛАКС. Расслабьте шею и плечи, подбородок опустите. Медленно - круговые движения головой в левую, затем в правую сторону. Наклоните голову к правому плечу, затем к левому, назад и вперёд, фиксируя каждый раз крайнее положение головы на 30секунд. Глубоко вдохните и поднимите плечи как можно выше. Сосчитайте до пяти, затем быстро выдохните одновременно как бы «сбросив» плечи. Повторить 3-5 раз.

7.Полезно после занятий поплескать холодной водой в открытые глаза 30-40 секунд.

8.Вечером – контрастные ножные ванны (в одном тазу холодная(18град. ), в другом  - горячая(40-44град.) Опустить одну ногу в таз с горячей водой , а другую, одновременно , в таз с холодной на 30 секунд, поменять ноги местами  -6-8 раз. Замечательно снимает усталость и головную боль!

 

КИТАЙСКИЙ ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ДЛЯ  ГЛАЗ.  Осуществляется -  кончиками пальцев. Точки расположены непосредственно вокруг глаз. Выполняют 2 раза в день – утром и вечером. Пульсация и в некоторых случаях незначительная боль - верный признак того, что вы правильно нащупали нужную точку. Нажимать на точки надо ритмично, одновременно обоими большими или указательными пальцами. Кончики пальцев должны производить круговые движения по часовой стрелке с радиусом вращения в 1-2 мм в области каждой из парных, одновременно массируемых точек (точки 1-3 на рисунке). При выдохе следует легко или со средним усилием нажимать на точки, при вдохе - продолжать вращение без нажима. Каждую точку массируют таким образом на протяжении 8 вдохов-выдохов.

Точка 1 (тиан-инг) – выступающая часть глазниц у начала бровей - боль в глазах при перенапряжении и усталости, снижение остроты зрения, боль при хроническом воспалении лобных пазух, насморк и мигрень.

Точка 2 (инг-минг) – по бокам переносицы - неприятные ощущения и чрезмерная чувствительность к давлению дужки очков, начинающиеся простудные заболевания носоглотки, заложенность носа.

Точка 3 (си-бай) – нижняя окружность глазниц напротив зрачков- физическое, нервное и умственное переутомление, зубная боль, воспаление придаточных пазух носа (гайморит).

Точка 4 (тай-янг) - неспецифическая головная боль, особенно в области лба, расстройства сна при перегрузках, боль в глазах, дрожание век и глаз, повышенное кровяное давление   - большими пальцами захватите переднюю часть висков (в точках 4). Костяшками согнутых указательных пальцев совершайте движения над глазами. Начните от переносицы, далее проведите пальцы под бровями, потом обратно (снова над глазами) по направлению к кончику носа, и вновь повторите движение от переносицы. Сделайте 8 таких движений.  В конце массажа несколько раз ущипните себя за переносицу, каждый раз сжимайте кожу примерно секунду и затем отпускайте. На некоторое время закройте глаза ладонями. Попробуйте ощутить положительное действие массажа.

Итак, если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно у него появились проблемы со зрением. Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременное обращение к врачу сохранит школьнику зрение и предотвратит его дальнейшее ухудшение. Только при совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить или предотвратить нарушения зрения.

 

Врач офтальмолог 1 категории,

заведующая офтальмологическим отделением УЗ «ВДОКЦ»                            О.Л.Ткачёнок

 

 

свернуть

Азбука питания школьника.

Азбука питания школьника.

 

Питание ребенка-школьника на сегодняшний день все больше беспокоит родителей и медиков.

Не редки жалобы детей на быструю утомляемость , головную боль, боли в животе. По данным статистики только 20% школьников заканчивают школу без сформировавшейся патологии тех или иных органов, т.е. по окончании  школы дети в 80% случаев  приходят с целым букетом заболеваний. «Школьными болезнями» называют нарушения со стороны органов зрения и осанки, к ним можно отнести и гастрит т.е. заболевания желудка, не редки заболевания и эндокринной системы (ожирение, сахарный диабет, болезни щитовидной железы). Причиной их возникновения можно назвать нерациональное питание детей.

Дети все больше увлекаются общедоступным питанием киосков и ларьков: чипсы, сухарики, соленые орешки,

Пицца и смажень – наиболее популярные продукты питания учащихся средней и старшей школы, которые ограничивают свое питание школьным буфетом или кафе, игнорируя салаты, фрукты, кисломолочные продукты. Данные анкетного опроса учащихся говорят о том, что около 50% школьников почти ежедневно употребляют  только эти продукты, что определяет однообразие поступающих веществ, в то время, как растущему организму школьника необходим полный набор пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Питание школьника должно быть сбалансированным, т.е. правильное сочетание белков, жиров, углеводов. Сдоба, сладости, выпечка, пирожные популярны в питании, но полезны практически ничем, в них большое количество сахаров, жиров, но отсутствуют белки, витамины, что приводит к нарушению обменных процессов: гиповитаминоз, избыточный вес, сахарный диабет – результат такого питания.

Дети быстро утомляются, хуже успевают, становятся раздражительными, часто болеют.

Теперь остановимся на вопросах наиболее часто волнующих родителей:

Надо ли завтракать?

Решается индивидуально: если это начальная школа и ребенок ходит в первую смену, то период  с момента пробуждения до выхода из дома относительно небольшой. Завтраками детей  кормят уже на второй, третьей перемене, т.е. в этом случае завтрак не обязателен. Ну, а если между пробуждением и выходом  в школу или на другие занятия достаточно времени, а также если дети средней и старшей школы, которые привычны получать поддерживающий завтрак через буфет или кафе, то, конечно же, завтракать обязательно.

Завтрак должен быть сбалансированным, горячим. Хороши разные каши, а к ним мясо, рыба, творог, яйца, на десерт фрукты, мед. Такой завтрак повысит работоспособность вашего ребенка.

Не заставляйте есть ребенка силой, лучше выработать эту привычку с детства (не нарушать режим питания в выходные дни).

Сколько раз в день есть?

3-4 раза – это самый оптимальный вариант. Промежутки между приемами пищи  д.б. не менее 3,5 - 4 часов. Слишком часто здоровым детям есть не обязательно.

Завтрак, обед, полдник, ужин – таков оптимальный режим приема пищи, 25% дневного рациона должны приходится на завтрак, 35-40% - на обед, 10% на полдник, ужин – 20-25%. Пища д.б. легкоусвояемой, не перегружена жареными, жирными блюдами.

Мясо или рыба?

И то и другое, т.к. эти продукты богаты белками, а он необходим детям как строительный материал для органов и всего организма. Мясные и рыбные продукты содержат железо, витамины гр.В. Но не каждое мясо подходит детскому организму. Лучше всего говядина и свинина нежирных сортов, птица, диетические сорта мяса: индейка, кролик.

Что касается рыбы, то она должна быть на столе не реже 2-х раз в неделю, особенно полезна морская рыба, она богата йодом, незаменимыми аминокислотами, полиненасыщенными жирными кислотами, хороший источник витаминов и энергии.

В чем польза молока?

Натуральное молоко полезно, но его пьют не все дети, поэтому детям школьного возраста следует выбрать, как полноценную ему замену кисломолочные продукты, в них находятся молочнокислые бифидобактерии, лактобактерии, обладающие  полезных свойств: подавляют патогенную микрофлору кишечника, стимулируют образование имунных клеток, синтез витаминов и незаменимых аминокислот.

Мороженое.

Мороженое – самое любимое детьми лакомство, является источником энергии, быстро усваивается организмом, но не больше 1 порции в день.

Как восполнить недостаток витаминов?

Главным образом за счет овощей (свежих и отварных) в виде салатов и фруктов. 1-2 раза в день они обязательно д.б. в рационе детей, т.к. являются поставщиками витаминов, минеральных солей, клетчатки, усиливающей перистальтику кишечника, т.е. осуществляющей профилактику запоров. Аптечные витамины используются в период весны, ослабленным детям.

«Заморские» или экзотические фрукты также могут присутствовать в рационе ребенка. Они полезны, богаты витамином «С». Хороши соки, особенно с мякотью, лучше всего приготовленные в домашних условиях.

Чего избегать в детском питании?

  • газированных, цветных, подслащенных напитков;
  • соленых чипсов, орешков, сухариков, они содержат много соли, пищевых добавок, экстрактивных веществ, разрушающих нежную слизистую оболочку желудка;
  • но злоупотреблять не надо;
  • жевательная резинка может портить прикус. В большом количестве вырабатывается и желудочный сок, отрицательно влияющий на слизистую желудка. А психологи отмечают, что у детей, постоянно жующих, снижается уровень интеллекта (отсутствует сосредоточенность, внимание, притупляется процесс мышления). Хотя в первые 10 минут после еды ее пожевать бывает полезно.

 Положить в портфель с собой:

  • бутылочку с питьевой водой или компотом, морсом, соком;
  • бутерброд с творожным сырком или ветчиной + лист салата, зелени;
  • мытые сухофрукты, свежие фрукты (груши, яблоки, бананы).

Уважаемые родители! Помните, что от того, как будет питаться Ваш ребенок, будет зависеть его здоровье. 

 

 

 

Заведующий ОГДиП         Г.П. Красовская

свернуть

5 моментов гигиены рук

Разноцветная польза овощей и фруктов.

Мудрая природа наделила овощи, фрукты и ягоды разными цветами и оттенками. Оказывается, цвет овоща или фрукта напрямую зависит от их химического состава, а именно от содержания фитонутриентов, способных придавать фруктам и овощам определенный цвет. Выбирая растительные продукты разных цветов для своего питания, мы даём организму максимально возможный набор фитонутриентов, необходимых для полноценной жизнедеятельности.

Цвета желтые и оранжевые: зрение.

Ананасы, апельсины, желтые яблоки, мандарины, тыква, кукуруза, сладкий желтый перец, морковь, персики, маракуйя, манго, папайя, абрикосы и другие дары природы оттенков яркого солнца содержат, в первую очередь, большое количество бета– и альфа-каротина, гесперидина, бета–криптоксантина, и кверцетина – фитонутриентов, укрепляющих сердечно–сосудистую и иммунную системы, помогают зрению, отвечают за развитие и рост организма (особенно они полезны в детском возрасте!). Эти вещества несут также ответственность за состояние вашей кожи. Поэтому если кожа выглядит сухой, обезвоженной – обязательно проанализируйте, достаточное ли количество оранжевых и желтых овощей на вашем столе и какие вы едите фрукты.

Красный цвет: сосуды.

Клубника, редис, яблоки красного цвета, малина, сладкий красный перец, гранаты, арбузы, и другие фрукты, овощи, и ягоды, окрашенные в красный цвет, очень богаты проантоцианидинами, бета-каротином, антоцианидинами, а также эллаговой кислотой и ликопином – мощными антиоксидантами. Эти ценные вещества поддерживают в здоровом состоянии сосудистую и иммунную системы и несут ответственность за здоровое состояние клеток ДНК.  Ликопин снижает вредное воздействие на организм ультрафиолетовых лучей, поэтому, если вам нравится загорать – позаботьтесь в первую очередь о том, чтобы в вашем меню были в достаточном количестве красного цвета овощи, ягоды и такие же красные фрукты.

Цвет синий, пурпурный, фиолетовый: клетки мозга.

Яркая окраска у черники, ежевики, красного винограда, черной смородины, инжира, баклажанов и других плодов и овощей сине-пурпурных оттенков получается благодаря кверцетину, ресвератролу, эллаговой кислоте и другим видам антоцианидинов и процианидинов. Эти фитоэлементы, полезнейшие для здоровья, являются мощными антиоксидантами, защищающими клетки вашего организма от разрушительного действия свободных радикалов, они положительно влияют на здоровье сердца и качество зрения, помогают работе клеток мозга, способствуют сохранению молодости и красоты кожи.

Цвет зеленый: память.

Существует множество зеленых фруктов и овощей. Сладкий перец, яблоки, груши, шпинат, щавель, брюссельская капуста, горох, множество видов зелени, цуккини, листовой салат и брокколи – легко выбрать из всего этого многообразия такие дары природы, которые именно вам придутся по вкусу. Окрашенные в зеленый цвет растительные продукты могут похвастать содержанием таких фитонутриентов, как изотиоцианат, бета-каротин, лютеин, эпигаллокатехин, и галлат зеаксантин. Известно их положительное влияние на зрение, укрепление костей и зубов. Они способны обеспечить здоровье легких. Кроме того, этим полезным фитоэлементам удается улучшить на клеточном уровне работу организма, способствуя росту новых клеток и защищая нас от преждевременного старения!

Таким образом, каждый цвет отвечает за поддержание какого-то аспекта нашего здоровья, а вместе они помогут нам в целом оставаться в тонусе и не болеть. К тому же, это ведь достаточно весело и увлекательно – формировать себе цветной рацион на день. Составляйте множество комбинаций из фруктов, ягод, овощей разных цветов и будьте здоровы!

 

 

Врач-гигиенист отделения гигиены питания

ГУ «Витебский зональный ЦГЭ»

Самусева Ю.А.

 

свернуть

Здоровые города и поселки

http://www.cgevtb.by/zdorovye-goroda-i-poselki-vitebskoy-oblasti
поделиться в: